География машиностроения России(1 декабря 2012)
![]()
Локомотивостроение исторически обосновалось в той части страны, где было положено начало железнодорожной сети страны (Санкт-Петербург, Центральный район). Со временем, оно продвинулось к источникам сырья. Сегодня, тепловозы производят — в Центральном районе (Брянск, Людиново, Коломна, Муром), электровозы — Северный Кавказ (Новочеркасск). В этих областях развито, соответственно, и вагоностроение. Новым центром производства грузовых вагонов (контейнеровозы) является Восточная Сибирь (Абакан). Судостроение представлено строительством и ремонтом судов, а также, судовым машиностроением, которое, в свою очередь, подразделяется на речное и морское.
По назначению суда принято разделять на транспортные, промышленно-добывающие (лесосплавные суда, нефтебуровые установки и т.д.), промысловые (добыча и обработка рыбы, морского зверя, крабов) и спортивно-туристкие. Самой широкой по составу является группа транспортных судов, которая включает в себя пассажирские и грузовые суда. Наиболее важные центры судостроения располагаются на побережье Балтийского (Клайпеда, Санкт-Петербург, Выборг), Каспийского (Астрахань), Баренцева (Мурманск) и Японского (Владивосток) морей. Каждое из указанных выше, имеет определенную специализацию. Так, например, предприятия Санкт-Петербурга производят, преимущественно, транспортные суда, а также, ледоколы-атомоходы.
Четкая ориентация на потребителя готовой продукции является характерной чертой расположения отраслей, которые обеспечивают промышленность высококачественным технологическим оборудованием. К примеру, производство оборудования и машин для полиграфической и легкой промышленности располагается главным образом в Центральных областях и на Северо-Западе.
| |